23/09/2006
Как защитить население и хозяйственные объекты республики Адыгея от паводков? Каким требованиям должны отвечать гидротехнические сооружения ? На этот вопрос коррепондента Итар-ТАСС Людмилы Баркиной отвечает заместитель руководителя Кубанского БВУ Татьяна Борисенко.
—Ответьте, пожалуйста, на наивный, быть может, вопрос: паводки по всей России происходят ежегодно, и вышедшие из берегов реки подтопляют одни и те же населенные пункты. Можно ли решить эту проблему путем переселения жителей из опасных мест ?
—Пока, к сожалению, для этого нет нормативной базы, но она должна быть создана в самые короткие сроки. Руководитель Федерального агентства водных ресурсов Рустэм Хамитов считает необходимым законодательно оформить возможность принудительного выселения людей из тех населенных пунктов, которые регулярно попадают в зону подтопления паводками, поддерживая идею главы МЧС России Сергея Шойгу. В Европе, например, после сильного наводнения 2002 года, ущерб от которого оценивался в 10 млрд. евро, была разработана и сейчас реализуется программа переселения людей из опасных зон. У нас этого пока нет. А жаль, поскольку состояние большинства защитных сооружений вызывает опасение в их достаточной надежности. Общая протяженность дамб обвалования на реке Кубани и ее притоках на территории Адыгеи составляет 162 км. Обвалование носит локальный характер, малоэффективно и не может надежно обеспечивать защиту населения и территорий от паводков, которые наносят гидротехническим сооружениям ущерб, выражающийся ежегодно в десятках миллионов рублей. Ситуация с гидротехническими сооружениями могла бы значительно улучшиться, если бы была организована единая служба их эксплуатации. На сегодняшний день только гидроузлы Шапсугского и Октябрьского водохранилищ имеют укомплектованный эксплуатационный персонал. Отсутствие постоянных служб эксплуатации на малых гидроузлах значительно увеличивает риск возникновения аварийных ситуаций. Как результат, большинство собственников не способны выполнять требования статьи 9 Федерального закона "О безопасности гидротехнических сооружений" в части ведения мониторинга технического состояния, проведения регламентных работ и ремонта, подготовки сооружений к пропуску половодий и паводков. Техническое состояние гидротехнических сооружений год от года ухудшается.
—Напомните, пожалуйста, о масштабах потерь, нанесенных последним разрушительным паводком 2002 года, хотя бы для того, чтобы это послужило уроком на будущее.
—Июньский паводок 2002 года нанес большой ущерб экономике и социальной сфере республики. Общая площадь затопления составила 319 кв. км, из них 186 кв. км — сельхозугодья. В зону затопления попало 32 населенных пункта, пострадали 17 213 человек (обошлось без жертв). Было выведено из строя 73,6 км дорог, 11 км линий электропередач и связи, 4,5 км — газопроводов, 3845 единиц систем газоснабжения жилых домов, групповой водопровод — 0,45 км, очистные сооружения, мосты. Обший ущерб, нанесенный республике паводком 2002 года, составил 1 млрд. 700 млн. рублей.
В бассейне Кубани на территории Адыгеи в паводкоопасных зонах, по состоянию на 2002 год, было расположено 84 населенных пункта с общей численностью 362,3 тыс. человек, в том числе — город с населением почти 180 тыс. человек. В пределах этих населенных пунктов непосредственно в паводкоопасных зонах проживают около 55 тыс. человек, что составляет 15,2 % от общей численности их населения.
При затоплении жилым и общественным зданиям наносился ущерб в результате повреждения полов, других деревянных конструкций, наружной и внутренней отделки. Большая доля ущерба пришлась на одноэтажные здания.
—Каким требованиям должны отвечать гидротехнические сооружения ?
—Гидротехнические сооружения (ГТС) должны отвечать требованиям повышенной надежности. Но сегодня износ основных фондов достиг недопустимо высокого уровня. Сегодня лишь 10 проц. всех ГТС имеют срок эксплуатации менее 10 лет. Многие, особенно напорные сооружения малых и средних водохранилищ, эксплуатируются 50 и более лет без ремонта и реконструкции. Причем, свыше 90 проц. из них, построены из грунтовых и каменно-грунтовых материалов, зачастую без составления проектно-сметной документации и с неустановленным качеством работ. Для таких сооружений 30 лет — это критический с точки зрения обеспечения безопасности срок эксплуатации. Около 70% гидротехнических сооружений требуют капитального ремонта и реконструкции, более 10 находятся в аварийном состоянии. Наибольшую тревогу вызывает Шапсугское водохранилище.
Несмотря на неоднократные обращения органов власти республики, Минсельхоз России, в чьем ведении находится водохранилище, не предусматривает финансирование этих работ. Видимо, местной власти необходимо обратиться в Госдуму для решения этого вопроса.
В настоящее время Шапсугское водохранилище не соответствует критериям безопасности ГТС. На основании статьи 9 ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" собственник сооружения обязан финансировать мероприятия по эксплуатации водохранилища, обеспечить его безопасность, а также проводить работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий на нем.
Чтобы не допустить катастрофического разрушения водохранилища и затопления населенных пунктов и сельхозугодий Адыгеи и Краснодарского края, необходимо провести полную реконструкцию водохранилища. С этой целью разработан проект инвестиций в реконструкцию Шапсугского водохранилища. Общая стоимость реконструкции составляет 1,5 млрд. рублей в нынешних ценах.
—Какие меры принимается для повышения надежности противопаводковой системы?
—В настоящее время в республике осуществляется комплекс мер по повышению надежности противопаводковой системы, снижению риска и уменьшению возможного ущерба от наводнений. Широкий спектр мероприятий провело и проводит Федеральное агентство водных ресурсов. Для этих целей из средств федерального бюджета в 2005 году было выделено на проведение водохозяйственных мероприятий 171,5 млн. рублей. Расчищены русла рек Марта (село Красное, аулы Нешукай и Джиджихабль), Фарс (аулы Кабехабль и Джерокай), проведено укрепление берегов на реках Кубань (поселок Яблоновский, аул Старобжегокай), Псекупс, Лаба (аул Кошехабль), начаты работы по капитальному ремонту дамб в Майкопском и Шовгеновском районах.
Начатые в прошлом году работы по повышению наджности ГТС, строительству новых укреплений и капитальному ремонту существующих, расчистке русел рек продолжены и в 2006 году. Предусматриваются противопаводковые мероприятия на реках Кубань, Лаба, Белая, Курджипс в аулах Кошехабль, Старобжегокай, поселке Краснооктябрьский, городе Майкопе, продолжение работ по капитальному ремонту дамб, расчистка русла реки Дыш. На эти цели из федерального бюджета выделяется 113, 5 млн. рублей.
Как видите, суммы выделены значительные, работы проводятся. Требуется постоянный контроль за строительством, но надо уже думать и о том, что после завершения работ объектам нужен хозяин для поддержания их в нормальном рабочем состоянии. Во время прохождения паводков дамбы подмываются, разрушаются. Соответственно, требуется текущий ремонт. Для этих целей необходимо создать эксплуатирующую организацию, а на ее содержание предусмотреть статью в республиканском бюджете. Для экономии средств это можно сделать на базе ФГУ "Управление "Адыгеямелиоводхоз", где есть соответствующая мелиоративная техника и специалисты, но его необходимо дофинансировать. Кстати, защитные сооружения, построенные после разрушительного наводнения 2002 года, в 2003—2004 годах, до сих пор не сданы в эксплуатацию и не приняты на баланс ни одной организацией. Их тоже ждет участь бесхозных. А это грозит тем, что дальнейшее их содержание не будет финансироваться ни из федерального, ни из республиканского бюджетов.
—Как контролирует ваш отдел строительство объектов водохозяйственного комплекса?
—Отдел водных ресурсов Кубанского бассейнового водного управления проводит контроль за строительством объектов водохозяйственного комплекса, независимо от форм собственности, регулярно обследует защитные сооружения на предмет готовности их к пропуску паводков. Результаты обследований направляются всем необходимым структурам. Главам муниципальных образований и собственникам сооружений направляются предписания о проведении необходимых мер для безаварийного пропуска паводков.
Здесь необходимо отметить, что работа в муниципальных образованиях по определению или закреплению водохозяйственных объектов за собственниками не проводится, а вот выделение участков в опасных зонах ведется, можно сказать, активными темпами. И мало кто задумывается о том, что впоследствии потребуются значительные финансовые вложения для защиты их от паводков.
Продолжаются нарушения в регламенте использования прибрежных и водоохранных зон. Прибрежные полосы захвачены, распаханы до уреза воды и на некоторых участках застроены.
Выполнение регламентированного режима использования прибрежных полос и водоохранных зон в долинах рек уменьшает степень риска хозяйственного использования паводкоопасных территорий, так как предполагает вынос из прибрежной полосы хозяйственных объектов-загрязнителей, перевод пахотных угодий в сенокосы или лесополосы, ограничение применения пестицидов и другие водоохранные ограничения.
Наш отдел, совместно с органами Росприроднадзора, ГО и ЧС, ежегодно проводит предпаводковые обследования гидротехнических сооружений. В этом году обследовано 36 напорных сооружений. На основании выполненных обследований представляются достаточно обоснованными следующие выводы: большинство обследованных ГТС не готовы к пропуску паводков; ремонтные работы по поддержанию сооружений в нормальном техническом состоянии не проводятся; на всех сооружениях отсутствует необходимый резерв финансовых и материальных средств для ликвидации последствий возможных аварий; не установлена контрольно-измерительная аппаратура, имеются серьзные претензии к квалификации обслуживающего персонала, обеспечению средствами связи и оповещения) организации круглосуточного дежурства.
Необходимо отметить, что ситуация по сравнению с прошлыми годами осложняется в связи с ростом числа бесхозных гидротехнических сооружений, особенно защитных. Из обследованных 18 подпорных ГТС 11 не имеют собственников, 10 не готовы к пропуску паводков. Из 18 обследованных участков защитных дамб (108,15 км) только 2 протяженностью 22 км находятся в удовлетворительном состоянии, 9 участков общей длиной 45,54 км бесхозны, причем в основном это защитные дамбы, построенные после катастрофического паводка 2002 года. Они не соответствуют проектным решениям: дамбы не укатаны, откосы не спланированы, для строительства использован несоответствующий грунт.
В Красногвардейском районе (хутор Чумаков) участки дамбы незаконно огорожены жителями хутора и присоединены к приусадебным участкам.
Продолжается незаконная и бессистемная выборка руслового материала. И поэтому так называемые противопаводковые и берегозащитные мероприятия, которые в основном преследуют цель добычи песчано-гравийной смеси, приводят к активизации деформаций русел рек. Контролирующим органам необходимо пресекать незаконную добычу песчано-гравийных смесей.
—Какие программы разработаны Кубанским бассейновым водным управлением?
—Правительство России приняло решение, что начиная с 2005 года все отрасли будут финансироваться только по утвержденным ведомственным целевым программам для получения в ближайшие 2—3 года достоверных и конкретных результатов. В соответствии с этим Кубанским бассейновым, водным управлением разработаны и представлены на утверждение проекты трех программ: "Обеспечение потребности населения и объектов экономики в водных ресурсах" (обустройство водоохранных зон и мониторинг), "Безопасность водохозяйственных систем и гидротехнических сооружений, "Предупреждение и снижение ущербов от наводнений и другого вредного воздействия вод". Ориентироваться по финансированию этих программ предложено только на величину водного налога. А вот его собираемость оставляет желать лучшего. Нет претензий только к Майкопу и Майкопскому району, остальные районы не уделяют должного внимания сбору средств (прогнозируемый водный налог по Республике Адыгея — 5—6 млн. рублей).